Внутренний диалог и его остановка

0 Comments

 Внутренний диалог и его остановка

Мышление обычно происходит в форме внутренней речи, иногда это внутренний монолог, иногда — внутренний диалог. Внутренний диалог — непрерывное внутреннее общение человека с самим собой, один из основных способов размышления, думания, рефлексии. Остановка внутреннего диалога — прекращение течения мыслей, прекращение общения между разными Я (частями Я, субличностями).

Нужно ли останавливать внутренний диалог? Однозначного ответа здесь нет. Во-первых, внутренний диалог может быть как продуктивным, так и нет. Продуктивный и своевременный внутренний диалог останавливать нецелесообразно, несвоевременный и непродуктивный — правильно останавливать.

Тот, кто общается внутри себя непрерывно и не по делу, является внутренним болтуном. Если человек в своем внутреннем диалоге только ругает себя и себя же в ответ оправдывает, это полное безобразие, и такой внутренний диалог лучше прекратить. Для массовой личности характерна как раз внутренняя болтовня, соответственно одной из этапных задач развития личности является прекращение непродуктивного внутреннего диалога. С другой стороны, тот кто общается внутри себя по делу, ради дела и грамотно, является мыслителем и деятелем. Аналогично, если человек готовится к переговорам, во внутреннем диалоге отыгрывая попеременно позицию свою и партнера, это абсолютно разумная и очень продуктивная подготовка.

Клиентами психотерапевтов обычно являются люди с малопродуктивным, а то и вовсе контрпродуктивным, негативным и конфликтным внутренним диалогом, поэтому среди психотерапевтов распространено убеждение, что внутренний диалог полезно останавливать. Возможно, в силу похожих причин аналогичное негативное отношение к внутреннему диалогу распространено во многих эзотерических течениях.

В частности, в учении Кастанеды внутренний диалог представлен тем, что человеку мешает полноценно в мире быть, а остановка внутреннего диалога обязательна для воина: она меняет отношение к жизни и дает возможность приобщиться к шаманским знаниям.

Цитата: «Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически, мы создаём наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём. Потому что мы продолжаем все тот же внутренний диалог. Воин осознает это и стремится прекратить свой внутренний диалог. Главная помеха для воина — внутренний диалог: это ключ ко всему. Когда воин научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми».

Интересно, что остановка внутреннего диалоге приветствуется некоторыми направлениями официального православия. В православии есть внутреннее течение, называемое «исихазм» (от греческого слова «исихия» — «безмолвие»). Главная цель исихазма — посредством постоянной практики Иисусовой молитвы добиться состояния внутренней тишины и «внутреннего безмолвия». Иоанн Лествичник (VII век, Палестина) так охарактеризовал это состояние: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь силу безмолвия».

Мнение, что остановка внутреннего диалога всегда приводит к тем или иным позитивным результатам, серьезных подтверждений не имеет, и, видимо, для разных людей результаты такой практики будут различными. Культурно и интеллектуально развитый человек, дающий себе передышку от разбора трудных проблем, во время остановки внутреннего монолога отдохнет с пользой для себя. Также, если для человека думать — не сильно привычно или отвлекает от трудной деятельности, требующей сосредоточения, то внутренний диалог ему будет мешать. Если же для человека думать так же естественно, как дышать, и его мышление как раз помогает ему сосредоточиться на текущей деятельности, то внутренний диалог будет ему помогать. А вот если недалекий человек, думать не привыкший, разрешит себе долгое время не думать и головой не пользоваться, то результатом подобной практики, скорее всего, будет только общее снижение интеллекта вплоть до его полного идиотизма.

Так или иначе, научиться остановке внутреннего диалога полезно в любом случае. Как останавливать внутренний диалог? Основные средства — это отвлечение внимания от вербального канала, переключение внимания на кинестетику, простые образы или звуки. Дополнительно, при хорошем внимании к кинестетике можно почувствовать состояние тела, его нужды и желания — и таким образом переключить человека на первую позицию восприятия (Я сам, мои желания). Возможные процедуры здесь разнообразны: это фиксация точки в дзен-буддизме, почти любые медитации, в том числе медитация на огонь свечи в йоге, спокойное присутствие и тренинг «Великий Немой» в синтон-подходе, телесные практики, когда человек полностью вовлекается в кинестетические ощущения и переживания. А если человек умеет (для некоторых это возможно и не сложно), то он может и без всяких дополнительных техник просто прекратить думать. И на некоторое время погрузиться во внутреннюю тишину…

Первая позиция восприятия

Первая позиция восприятия — восприятие человеком ситуации и всего происходящего с точки зрения своей личной позиции, из своего видения, действование исходя из своих личных интересов. Первая позиция — позиция Я

Когда в известном эксперименте мальчик, несмотря на внушение окружающих («Обе пирамидки – белые!»), тем не менее говорит: «Эта пирамидка белая, а эта — черная!», это уже проявление его первой позиции. У мальчика есть свое видение и свой взгляд на происходящее.

Первая позиция может быть результатом сознательного выбора, включения (во внутреннем диалоге: «Начинай думать! Вспомни, что ты хотел!»), а может быть результатом привычки, включаясь импульсивно и работая автоматически, по тому или иному шаблону, когда-то уместному, когда-то нет.

Оценка первой позиции

В психологической литературе, затрагивающей вопросы роста и развития личности, первая позиция представляется чуть ли не верхом развития личности. Человек, который сумел выйти за пределы социальных шаблонов, который понял свои интересы и научился их защищать, представляется как безусловный образец для подражания. Это, однако, не совсем так. В первой позиции при всех ее безусловных достоинствах есть и очевидные минусы, а иногда и прямые опасности.

Как развивать первую позицию восприятия

Первую позицию восприятия как понимание своих интересов, как развитие своего, личного взгляда на жизнь — можно и нужно развивать.

  • Учиться быть смелым: проявлять себя там, где обычно проявлять себя страшно. Например — совершать нестандартные поступки.
  • Всегда знать, чего ты хочешь в конкретную минуту и секунду, не удовлетворяться ответом: «Мне все равно». Человеку в первой позиции восприятия не бывает все равно — он всегда знает, чего он хочет. Если вы не знаете, чего хотеть сами — вам очень быстро расскажут что вам правильно хотеть окружающие люди. Так что определяйтесь. Или хочу будет вашим — или чьим-то другим. Поставить себе задачу спрашивать себя в течение дня: «Что я сейчас хочу?» — и формулировать свои желания.
  • Вести дневник успехов, учиться смотреть на себя с лучшей стороны: за исходный материал брать свои достоинства, свои сильные стороны.
  • Формулировать про себя верования, которые будут работать на создание первой позиции восприятия: «Мое место в первой тройке. Я классный, даже когда не лучший!
  • Работать с телом: держать уверенную осанку, уверенное, расслабленное тело, без зажимов.
  • Создавать и держать внутреннее ощущение «Я — хозяин!»
  • Учиться понимать свои чувства, учиться управлять своими эмоциями.
  • Формулировать свои цели. Знать свою миссию, свои жизненные цели на год, задачи на месяц, на неделю и на день, свои интересы и задачи в конкретной ситуации.

Источник: www.aum.news

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *